16 февраля 2011 г. 21:17
Мафия бессмертна
Поздний вечер, почти ночь. Офис компании Pynes & Moerner полон сотрудников. Мы садимся за круглый стол, и каждый берет себе по одной карте. Я – мафия. В голове ненавязчиво звучит мотив из «Крестного отца». Все закрывают глаза. Когда начинается обсуждение и мне дают слово, я говорю: «Как честный человек, ночью я спал и ничего подозрительного не слышал». Но изображать из себя добропорядочного гражданина – трудное искусство. Итог печален: даже коллеги-мафиози, не моргнув глазом, голосуют против меня. Я убит. Как только они сговорились? Теперь надо убедить голосовавших против меня честных граждан, что они ошиблись. Бессовестно вру, что мафия – «номер четвертый», который меня, честного человека, оболгал.
Следующей ночью "убивают" партнера компании Федора Шеберстова. «Никакого уважения к начальству»,– сокрушается руководитель. Но сразу же поправляется: «Это хорошо». Даже сотрудник ресепшена легко может отстранить босса от дел. Елена Копылова, секретарь, соглашается: «Рабочие отношения накладываются на игру, но они быстро теряют значение. Посчитала, что так легче выиграть,– убила». Жестоко, но честно.
Бизнес как игра
Игра «Мафия» стремительно захватывает корпоративный мир. В Pynes & Moerner вот уже два с половиной года каждую среду сотрудники перевоплощаются в мафиози, шерифов и честных граждан. Но не только в этой компании по ночам «убивают» сотрудников: по всей столице активно действуют маф-клубы.
Возникнув в студенческой среде (говорят, придумали игру в МГУ), «Мафия» пускала корни везде, куда судьба забрасывала выпускников вузов. Из молодежной забавы в серьезное увлечение ее превратили игроки команды КВН Ереванского медицинского института, когда в 1997 году открыли в Москве первый «армянский» маф-клуб. Ужесточив правила, они придали игре логико-психологический характер. Затем на базе маф-клубов стали открываться корпоративные клубы. Кстати, управляющий директор компании «Тройка Диалог» Гор Нахапетян в свои студенческие годы играл в КВН. И, по слухам, в самой «Тройке» тоже увлекаются «Мафией». Говорят, даже президент «Тройки Диалог» Рубен Варданян – горячий поклонник этой игры. Около пяти лет назад по инициативе одного из топ-менеджеров, закончившего МГУ, в «Мафию» начали играть в ИФК «Метрополь». По словам PR-менеджера компании Олега Зверькова, сначала это было просто приятное развлечение во время корпоративных выездов, но впоследствии игра «переползла» в стены компании. До сих пор сотрудники, полюбившие эту игру, собираются по вечерам раз в неделю. А в IBS сегодня «Мафией» увлекаются несколько менеджеров, включая директора одного из департаментов.
Популярность «Мафии» среди персонал-зависимых компаний отчасти объясняется игровой природой деятельности этих организаций. Так, в инвестиционном бизнесе получение дохода основано на манипулировании портфелем. Рекрутинг – это всегда шоу, где кандидат разыгрывает роль перед рекрутером, а рекрутер – перед заказчиком. В консалтинге помимо деловых результатов важным конкурентным преимуществом являются навыки презентации: здесь для успеха недостаточно быть профессионалом, надо еще и уметь убедительно играть в профессионала. Используя игру в качестве модели поведения в бизнесе, компании впускают ее и в свою корпоративную культуру. Неудивительно, что их выбор чаще всего падает на «Мафию».
Исследователи выделяют два типа игр: состязание (борьба) и представление (маскарад). «Мафия» удачно сочетает в себе черты обоих типов. Она одновременно и шоу, и борьба за выживание. В отличие от карт эта игра никак не связана с деньгами, в отличие от гольфа не требует финансовых затрат, в отличие от футбола – хорошей физической подготовки. Самое главное: она приносит столь ценимое в бизнес-среде интеллектуальное удовольствие. В бескорыстной несерьезности игры скрыт ее потенциал. Кроме того, «Мафия» создает особый корпоративный календарь, и сотрудники Pynes & Moerner прекрасно помнят, когда была и чем запомнилась та или иная сессия игры. Наконец, «Мафия» способна по-новому организовать офисное пространство. Федор Шеберстов считает эту игру настолько важной, что, планируя переезд в новый офис, заказывает комнату для заседаний совета директоров с роскошным дубовым столом, который собираются использовать и для «Мафии». «Членам совета директоров стол нужен меньше, чем игрокам»,– поясняет Шеберстов.
Многие «мафиози» играют в компаниях просто так, ради забавы. Но, начавшись как развлечение, игровые сессии оказываются хорошим способом решения ряда организационных проблем.
Круговая порука
Виртуозен сисадмин в роли мафиози. Выдавая себя за Шерифа, он слезно умоляет поверить, что его коллеги по общему делу – честные люди. Кажется, что добропорядочные граждане уже готовы казнить очередного невиновного. Но коварный замысел раскрывают молодые сотрудницы компании: «Он ведет себя как „черная карта”». Мафия повержена, честные люди празднуют победу. Спустя минуту все собираются в «курилке» и начинают обсуждать ошибки друг друга.
Пожалуй, главная сила «мафиози» (впрочем, как и «честных людей») – умение организовать взаимодействие в мини-командах. В работе этот навык очень полезен. Договор с важным клиентом, интервью с ценным кандидатом, реализация рекламной кампании требуют готовности к быстрому, слаженному, но не шаблонному взаимодействию. Опыт показывает, что небольшие, из двух-трех человек, рабочие группы лучше справляются с такими проблемами, чем одиночки. Но персонал далеко не всегда готов объединяться в мини-команды.
Тренингов, нацеленных на взаимодействие в подобных группах, на рынке почти нет. Специалисты могут порекомендовать ролевые модели, в частности тренинги по системе Мередита Белбина (см. СФ № 02/2005), где поведение людей в составе группы определяется совместимостью их командных ролей. Согласно теории Белбина, два-три человека с разным набором сильных ролей могут создать боеспособную команду. Для тренировки таких групп «Мафия» подходит идеально. Упрочить коллектив может любая совместная деятельность, «Мафия» же ставит перед участниками четкую задачу: построить правильную коммуникацию с союзниками. Каждый раз (обычно играют несколько сессий в один день) игрок оказывается в команде с новыми людьми и должен выработать с ними совместную стратегию против всех остальных. И неважно, знакомы и симпатичны ли ему коллеги по команде. Главное – общая цель.
В Pynes & Moerner за игровой стол сажают новых сотрудников. Каждый новичок получает приглашение на игру, и, как утверждают в компании, почти никто не отказывается. После нескольких сеансов незнакомые люди становятся ближе и понятнее друг другу. Это самый быстрый и недорогой способ адаптации. А консультантам рекрутинговой компании Lyte, тоже играющей в «Мафию», часто приходится искать и совместно оценивать кандидатов. В этой ситуации необходимо, по их словам, «выступить единым фронтом»: оценить реакцию кандидата на вопросы, сообщить свою оценку партнеру и подготовить согласованное решение. «Мафия» вырабатывает у специалистов своеобразные навыки оценки людей. Так, один из сотрудников Lyte говорит: «Во время встречи я оцениваю, насколько адекватно ведет себя собеседник, обманывает он или нет. Посмотришь в глаза и видишь: ведет себя как „мафия”. И подумаешь: а что, если его „убить”?” Порой ловлю себя на том, что анализирую оговорки кандидатов. Однако прямо сообщить коллеге свое мнение нельзя, и мы используем инструменты невербального общения, приобретенные во время игры».
Сами игроки рассматривают «Мафию» как удобный и, главное, бесплатный тренинг по проведению переговоров. Каждый участник предлагает собственное решение, а потом защищает свою точку зрения. Как говорит сотрудница ИФК «Метрополь» Анна Иванова (кстати, победительница чемпионата мира по игре в «Мафию», который регулярно проходит в Ереване), «игра учит быть внимательным и читать мысли других людей, основываясь на их поведении». А сотрудница компании IBS призналась, что потеряла дар речи во время своего минутного выступления, когда надо было убедить остальных игроков, что она не «черная карта». «Жуткое ощущение, но через это надо пройти. После такого тренинга во время настоящих переговоров не растеряешься»,– говорит она.
Опыт «мафиозного» взаимодействия помогает в работе и с клиентами, и с партнерскими организациями. Например, компания IBS организовала сеанс игры в «Мафию» для своих сейлз-менеджеров и представителей Microsoft. Как призналась директор IBS по связям с общественностью и увлеченный игрок Лада Щербакова, после игры общение с партнерами стало намного легче и приятнее.
По материалам статьи
Дмитрия Лисицина
Журнал "Секрет Фирмы"
Полный текст статьи можно найти здесь.