2 марта 2011 г. 18:04
Мафиозные разборки
В Украине богатые и знаменитые теперь снимают стресс при помощи популярной игры в Мафию. В стране множатся клубы тех, кому нравится попадать в гангстерские истории.
Cтройная 29-летняя блондинка Полина Шпанская, кастинг-директор рекламной продакшен-студии Гулливер Фильм, уже четвертый год является членом мафии. Она считается лучшим игроком МАРИЯ-club, объединяющего любителей этой модной теперь психологической игры.
В пятничный вечер Шпанская с еще девятью членами "семьи" усаживается за круглый покрытый бархатом стол. Игроки надевают повязки на глаза и откидываются в кожаных креслах.
Девушка в черном платье и красном боа раздает карты рубашкой вверх. Красная масть достается "мирным жителям", черная — "мафиози". Сидящие за столом, приподняв повязки, быстро смотрят свои карты и снова кладут лицевой стороной вниз.
Правила предельно просты: игроки в ходе беседы наблюдают за поведением друг друга, стремятся вычислить "гангстеров" среди честных людей и обезвредить их. Но и бандиты не спят, ликвидируя мирных жителей. Главная фишка игры — ее психологизм. "Мафия учит лучше разбираться в людях, то есть чувствовать фальшь", — резюмирует Шпанская.
Игра, придуманная студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым в 1980-е, так бы и осталась лишь студенческим развлечением, если бы несколько лет назад ее не подхватили белые воротнички. Из общаг и аудиторий Мафия перекочевала в элитные рестораны и клубы.
Теперь разыгрывать из себя мафиози нравится многим известным украинцам: Ирине Данилевской, президенту Ukrainian Fashion Week, дизайнеру Алексею Залевскому дочери спикера парламента Алене Литвин, известному адвокату Алексею Резникову и народному депутату от БЮТ Сергею Власенко. По подсчетам бизнесмена Эрнеста Федорова, президента МАFИЯ-club, насчитывающего уже около сотни членов, в Украине существует более десятка официальных и сотни неофициальных клубов, а в Мафию играют десятки тысяч человек.
Федоров был одним из первых украинских "мафиози", превративших свое увлечение в доходное предприятие — организацию корпоративов с игрой в Мафию. Сегодня на таких вечеринках и тимбилдингах зарабатывает далеко не он один.
"У кого-то память хорошая, у кого-то логика, и, включив все свои способности, в игре можно достичь высокого уровня, — хвалит универсальные возможности Мафии Федоров. — Людям интересно себя проявить или просто выключиться из социальной среды".
Зарядка для мозгов
Известный юрист и депутат Власенко в "мафиозных" кругах известен как Антикиллер. Его коллегу Резникова называют Адвокатом Дьявола, а Шпанская скрывается под псевдонимом Памела Андерсон.
Это, по словам Федорова, помогает абстрагироваться — забыть о своих социальных ролях и повседневных хлопотах. Чему способствует и особый этикет: перед началом игры джентльмены приветствуют леди исключительно стоя, а обращение игроков за столом — только на Вы.
При сходстве правил у каждого клуба свой почерк. Например, в Империи мафии одновременно могут играть 13 человек, а у Федорова — только десять. Дресс-код тоже индивидуальный. Садиться за стол в Cartel Mafia Club можно только в одежде а-ля американские гангстеры времен сухого закона — парни в строгих костюмах, девушки в платьях, бусах и шляпках. На заседания Империи мафии разрешено приходить только в однотонном, причем цвет одежды должен быть красным, черным или белым.
"Если человек нарушит дресс-код, его просто не посадят за стол", — строго предупреждает 28-летний Артем Атепа-лыхин, президент-основатель этого клуба.
Империя мафии заседает в дорогих столичных ресторанах— Марио, B-Hush, расположенном в гостинице InterContinental, или виски-ресторане Single. "Мы не будем проводить клуб в пиццерии, суши-баре, в офисе, — объясняет Атепалыхин. — Нам необходима атмосфера легкости, чтобы могли покушать, покурить и общаться до утра".
Заседания большинства клубов в ресторанах не обходятся как минимум без дорогих напитков, поэтому владельцы заведений за аренду отдельных залов с гостей денег не берут. К тому же присутствие игроков в Мафию служит для ресторанов если не своеобразным подтверждением статуса заведения, то по крайней мере привлекает новых посетителей.
"В этом клубе [Империя мафии] — постоянные гости ресторана, представители творческой и бизнес-элиты, — рассказывает Елена Гамкрелидзе, директор виски-ресторана Single. — За игрой они любят посмаковать ароматные виски с сигарой, Мы проводим для них приватные дегустации виски с участием «экспертов».
Респектабельные члены МАFИЯ-club глядят на эту ресторанную суету свысока — этажа бизнес-центра Олимпийский, где Федоров снимает офис специально для клубных встреч.
По словам Федорова, долгое время они тоже заседали в ресторанах и ночных клубах, но не предпочитали отдавать свои площади под банкеты. "И нам приходилось часто переносить встречи, — рассказывает он, сидя за большим бархатным игровым столом на фоне фотопортретов членов клуба, висящих на стенах. — А здесь мы сами себе хозяева".
Два года назад он создал компанию Мафия ивент, которая устраивает развлечения: "На таких мероприятиях мы обучаем всех желающих играть в Мафию", — рассказывает основатель элитарного клуба Федоров. Корпоратив от МАFИЯ-club обойдется заказчику в $ 2,5 тыс.
Реальные мафиози
"Каждый раз Мафия дает радость общения с друзьями, — говорит один из первых в Киеве "мафиози", юрист Власенко, — да и развивает аналитическое мышление". Его коллегу Резникова в игре больше всего захватывает процесс перевоплощения: мол, надо уметь найти такие аргументы, чтобы убедить людей в том, что ты не мафиози, плюс игра отлично развивает интуицию.
Помимо интуиции, Мафия развивает мимику и умение владеть своими эмоциями, полагает киевский психолог Екатерина Вашнева: "Поэтому довольно часто эту игру используют в тренингах, направленных на развитие общения".
24-летний Евгений Боженов, коммерческий директор Бизнес-софт, компании, предоставляющей услуги в области консалтинга и информационных технологий, видит еще одно достоинство Мафии: "Мне было интересно скомбинировать изучение английского и эту психологическую игру". Несколько месяцев назад он создал English mafia club, к которому уже присоединились пара десятков человек.
Главный пропуск в этот клуб — умение общаться по-английски. Кроме того, нужно понравиться остальным членам клуба. А чтобы стать своим в Империи мафии, помимо обаяния, придется уплатить входной взнос в 700 грн. Эти деньги потом тратят на аренду ресторанов, поддержку веб-сайта и подарки к дням рождения игроков.
Атепалыхин не скрывает, что в клубе особенно рады состоятельным игрокам: "Человек должен за собой что-то иметь — или бизнес, или уважение".
Благодаря такому отбору, утверждает Атепалыхин, в мирской жизни — президент юридической консалтинговой компании ТОРLawyer, клубные связи помогают в бизнесе — скажем, могут дать возможность обратиться за кредитом к клубным друзьям. "Был случай, когда на заседании клуба сотрудницу [автомобильной корпорации] УкрАВТО переманили в Swedbank", — вспоминает он.
Игровые отношения легко перерастают не только в деловые, но и в личные, продолжает Атепалыхин: "Если говорить о любви в клубе, то пленки не хватит. Все, кто не женат, ходят на свидания, у кого-то любовь, у кого-то просто секс".
По материалам статьи
Каролины Тымкив
Журнал "Корреспондент"