10 марта 2011 г. 20:15
Непатриотические игры
По сути, Мафия - это игра, в которой нужно откровенно врать и одновременно пытаться понять, не делают ли ваши партнеры то же самое, — упражнение на понимание, знание психологии и умение играть в команде.
В кафе из динамиков льются женские восточные страдания: «Хабиби, хабиби».
— Да выключите вы эту музыку! Сейчас все начнется. Официант! — кричит с места в пустой зал Максим Понизовцев.
Музыку быстро выключают. Ведущий Евгений вытаскивает свой мобильник, кладет на стол. Восточные мелодии сменяются сладкими мытарствами певицы Валерии.
— А где вы до этого играли?— интересуется у нас Максим.
— С друзьями на кухне в прошлую субботу, — отвечаю я.
— О, это все не то, давайте одну игру посмотрите. А то всем остальным будет неинтересно с вами играть. Здесь у нас профессионалы, и наши правила нужно знать, — выносит свой вердикт Максим.
Нас пересаживают за соседний стол. Весь первый кон приходится въезжать в местные нюансы. Играющие синхронно натягивают черно-красные повязки. Ведущий подходит к каждому игроку, называет номер, тот вытаскивает карту из колоды, определяет свой статус и отдает обратно — такие в клубе правила. Если досталась картинка черной масти, можно радоваться: ты — «мафиози». Самый главный «мафиози» — «дон», может указать черным сразу трех жертв, которых «мафия» непременно убьет.
Игра делится на «день» и «ночь». В первую «ночь» только знакомятся и договариваются об убийстве. Красные масти — законопослушные горожане, которые по «ночам» спят, а «днем» обсуждают, кто из них «мафиози». Возможность просыпаться «ночью» есть еще у «шерифа», который может пальцем указать на любого игрока, и ведущий жестами дает ему понять, красный он или черный.
— Самая сложная задача у «шерифа». Он стремится к победе мирных. Для этого нужно суметь объединить горожан вокруг себя и при этом не рассекретиться, иначе «мафия» его сразу же убьет. Поэтому побеждает тот, кто сумеет сплотить команду, — говорит ведущий Евгений.
В середине игры девушка, которая вытащила карту «дона», почему-то не голосует за убийство «шерифа», и тот остается в игре. Один из самых опытных игроков клуба — Грегор неожиданно начинает орать и яростно бросает на стол вилку. Попадает в кружку с пивом. Стекло трескается, пиво разливается по столу, как в каком-нибудь сицилийском баре. Разборка началась.
— Ты что, не понимаешь, что ты наделала? Они же теперь выиграют! — кричит Грегор на девушку. — А еще в школу ходила! Тебя там разве ничему не научили?
Девушка сидит испуганная, с выпученными глазами. Грегора уводят за руки в другой зал.
В клубе раз в несколько месяцев собирают школу, где учат новичков тонкостям игры. Школа не бесплатная, но организаторы, как и полагается по законам «семьи», не разглашают финансовые тайны. Грегор был одним из отцов-учителей, а девушка — его ученица. За этим конфликтом последовал game over.
Поднабравшись опыта, мы садимся за стол играть. Все натягивают повязки. Ведущий обходит всех с колодой карт. Как только он называет номер игрока, тот открывает глаза, вытягивает карту и снова закрывает глаза. Мне почему-то он сам сует под нос карту красной масти. Я не возникаю — все-таки первый раз.
После разбора полетов все стягивают повязки, знакомятся. Опять закрывают глаза. В игре наступает «ночь». В жизни тоже. Ведущий командует. Сквозь сон, как и полагается мирным, я чувствую, как «мафиози» хлопают ресницами. Пытаюсь активизировать третий глаз и почувствовать через повязку, кто сейчас вершит судьбы. Интуиция работает слабо. Потом просыпается «шериф». Я еще не понимаю, что игрушечная стрельба закончилась, и по инерции ежусь. «Шериф» проверяет людей. Теперь каждый за минуту должен высказаться и предложить кого-нибудь на вылет.
— Доброе утро! — говорит игрок Катя. По-моему, она иронизирует. Я улыбаюсь. Это замечает парочка, которая сидит рядом. Неужели из-за этого меня грохнут?
— Тем, кто на грани, кому опять не спать с ночи до рано, искать и не найти противоядия в дурмане. Тоска о потерянном рае — я не знаю зачем, — неожиданно начинает свой минутный рэп игрок под номером два, Илья. Все снисходительно улыбаются. Илья называет подозрительных ему людей. В его список почему-то попадаю и я. Он говорит, что я нервничала.
Самое ужасное — что я смогу высказаться, только когда до меня дойдет очередь. Иначе получу замечание. А с тремя замечаниями выгоняют из игры. Я презрительно смотрю на Илью. Доходит очередь до меня. Мне кажется, если я назову сейчас Илью, то это будет слишком уж примитивно, вроде «сам дурак». Выбираю игроков на вылет оттуда, где мне слышались шорохи. Обсуждение идет дальше.
— За кого вы голосовали три хода подряд, кого выдвигали? — цепляется ко мне активная брюнетка Марина. Я жестами показываю, что не очень помню. — Ах, не можете сказать. Да вы просто пытаетесь запутать всех, выгораживаете своих, черных. Ваша логика понятна. Это точно одна из «мафиози».
Признаться, я сама не очень понимаю логику своего выбора, но в моих хаотичных поступках, основанных исключительно на интуиции, подозревают какой-то смысл. Я про себя смеюсь. Речь Марины оказывается слишком убедительной и красноречивой, меня цинично убивают. Мирные позже проигрывают.
— Логику игры начинаешь понимать лишь через три-четыре месяца. Новички все играют, полагаясь только на интуицию, — объясняет Максим. — В эту игру можно выиграть, только если тренируешь в себе математическое мышление, наблюдательность и красноречие, способное убедить других игроков. Поэтому игра так полезна.
По материалам статьи
Людмилы Наздрачёвой
Журнал "Репортаж"
Полный вариант статьи можно найти на здесь.