17 марта 2011 г. 22:45
Выход игрока за пределы роли
Ролевая игра «Мафия» чаще всего рассматривается с точки зрения принятия несвойственной нам в обычной жизни роли.
Самый простой пример – роль Мафии. Конечно, в реальности ситуация, когда человеку приходится выбирать судьбу или «напрямую» управлять жизнью другого, редка. Наши знания и навыки, по большей части, направлены на управление ситуацией изнутри, на развитие навыка управления собой. Поэтому роль Мафии, достаточно сильно контрастирующая с привычным поведением, ярко демонстрирует возможность человека перестроиться, или отсутствие таковой.
Наблюдая за игроком-мафией, мы можем сделать выводы как изменится поведение этого человека в экстремальной (а значит несвойственной, непривычной) ситуации.
Среди ролей есть «положительная» роль Доктора. С первого взгляда, кажется, что эта роль мало меняет человека, поскольку в игре задача доктора – помогать другим. Способность оказать помощь, в большей или меньшей степени, является одной из стандартных способностей человека. Кажется – что может быть проще, чем быть доктором – только бы угадать кто есть кто!
Но и здесь мы можем пронаблюдать, помимо наблюдательности и интуиции игрока, его способность объективно и хладнокровно мыслить. Спасая только симпатичных доктору игроков, доктор показывает себя неспособным адаптироваться в ситуации, идя на поводу у своих пристрастий и мнений.
Выше рассмотрены примеры часто наблюдаемого поведения игроков в игре. Мы же хотим обратиться к, так называемому, выходу игрока за пределы своей роли.
Попробуем пояснить примером.
Диалог двух игроков (роль Мафии (М) играет девушка, роль комиссара (К) – мужчина средних лет).
М – Я честная, почему вы мне не верите?
К – А почему я должен вам верить? Какие основания?
М – Как же так? Что я вам сделала плохого?
К – Ничего вы мне плохого не сделали. Разве дело в этом? Тут ведь как карты лягут… А вы вот волнуетесь…
М – Нет, ну посмотрите, вы сразу думаете про меня плохо, я, может, волнуюсь, потому что мне кажется, что я вам понравилась, а ведь я замужем…
Здесь мы видим нечто похожее на поведение «стервы», описанное в книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Достаточно просто предположить, что такое поведение типично для этой девушки. Совершенно очевидно, что девушка оказалась не готова к роли Мафии.Она не привыкла следить за поведением окружающих и подстраивать свое игровое поведение под поведение других игроков, добиваясь нужного результата.
Наоборот, в такой экстремальной ситуации привычная для девушки роль «стервы» вынуждает ее выйти за рамки игровой роли «Мафии» и применить привычные методы нападения: поиск слабых мест в «противнике», внедрение нужных мыслей и эмоций и дальнейшее манипулирование.
Давайте спросим себя – каким образом игровая роль отходит на «дальний план»? Кроме уже описанной причины неготовности игрока к выпавшей ему роли, можно предположить, что стандартное поведение, проверенное на практике и действующее, по большей части, безотказно, считается игроком единственным возможным поведением в любой ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод о полной или частичной неспособности включения некоторых игроков в игровую роль. Возможно, такие ситуации чаще всего случаются с успешными «игроками в реальной жизни» и, главное, удовлетворенными своими успехами, людьми.
Главный вопрос, на который у нас еще нет практического ответа, состоит в том, как выключить такое типичное поведение человека, вырвать его из привычных игр и внедрить в совершенно новую игровую роль?